О книге «Государь», Никколо Макиавелли

Труд «Государь», был написан примерно в 1513, но опубликован в 1532 после смерти автора. Никколо Макиавелли — флорентийский мыслитель и государственный деятель. В своем фундаментальном труде он систематизировал сведения о государстве и правлении. Это очень компактное произведение — порядка 40 листов, в котором изложены методология захвата власти, методы правления, умения, необходимые для идеального правителя. Имеют место примеры из истории правления государей и князей Франции, Италии.

Выдержки из текста и собственные комментарии:

0

Государю несут лучшие дары, рассчитывая на его милость. Автор дарит самое дорогое – свой труд посвященный правителю.

1

2

Правитель унаследовавший власть имеет большее расположение от подданных, ему легче сохранить и удержать власть, ужиться с правящим домом.

«Давнее и преемственное правление заставляет забыть о бывших некогда переворотах и вызвавших их причинах, тогда как всякая перемена прокладывает путь другим переменам.»

3

Новый правитель всегда оказывается хуже старого,…, так как завоеватель притесняет новых подданных.

Мятежная страна завоевана повторно, то государю легче утвердить в ней свою власть.

Завоеванное и унаследованное владения могут принадлежать либо к одной стране и иметь один язык, либо к разным странам и иметь разные языки.

В первом случае достаточно искоренить род прежнего государя, сохранить прежние законы и подати.

Во втором случае верные решения

1)  переселиться туда на жительство (только живя в стране, можно начинающуюся смуту и своевременно ее пресечь; кроме того это избавить от грабежа чиновников);

2) учредить в одном-двух местах колонии, связующие новые земли с государством завоевателя;

3) разместить в стране значительное количество кавалерии и пехоты (затратно и можно разориться)

4) сделаться главой и защитником более слабых соседей и постараться ослабить сильных

5) следить за тем, чтобы в страну как-нибудь не проник чужеземный правитель, не уступающий ему силой. Таких всегда призывают недовольные внутри страны по избытку честолюбия или из страха

Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может

Наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести

Если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет

Полагайтесь на благодетельное время

4

Единовластно управляемые государстваразделяются на те, где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности и помогают ему управлять государством, и те, где государь правит в окружении баронов, властвующих не милостью государя, но в силу древности рода

Где государь правит посредством слуг, он обладает большей властью, так как по всей стране подданные знают лишь одного властелина. Такие государство сложно завоевать, но легко удержать.

Государства, где правитель правит в окружении бароном, наоборот, проще завоевать, но удержать сложнее.

5

Если, завоеванное государство с незапамятных времен живет свободно и имеет свои законы, то есть три способа его удержать. Первый — разрушить; второй — переселиться туда на жительство; третий — предоставить гражданам право жить по своим законам, при этом обложив их данью и вверив правление небольшому числу лиц, которые ручались бы за дружественность государю.

Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит

6

Государства приобретаемые собственным оружием или доблестью. Самодостаточны ли такие преобразователи или они зависят от поддержки со стороны; иначе говоря, должны ли они для успеха своего начинания упрашивать или могут применить силу. В первом случае они обречены, во втором, то есть если они могут применить силу, им редко грозит неудача.

7

Кто становится государем милостью судьбы, тем легко приобрести власть, но удержать ее трудно

Государи всецело зависят от воли и фортуны тех, кому обязаны властью

Люди мстят либо из страха, либо из ненависти

9

Когда человек делается государем в силу благоволения сограждан — для чего требуется удачливая хитрость

Знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении; столкновение же этих начал разрешается трояко: либо единовластием, либо беззаконием, либо свободой.

Единовластие учреждается либо знатью, либо народом, в зависимости от того, кому первому представится удобный случай

Знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привел к власти народ, так как если государь окружен знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий

С людьми знатными надлежит поступать так, как поступают они. С их же стороны возможны два образа действий: либо они показывают, что готовы разделить судьбу государя, либо нет

Если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Но если государя привела к власти знать наперекор народу, то первый его долг — заручиться дружбой народа, что опять-таки нетрудно сделать, если взять народ под свою защиту

Государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут

Мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, — только тогда он сможет положиться на их верность.

10

Государь, чей город хорошо укреплен, а народ не озлоблен, не может подвергнуться нападению.

Разумный государь найдет способы укрепить дух горожан во все время осады, при условии, что у него хватит чем прокормить и оборонить город

11

Церковные государства — овладеть ими трудно, ибо для этого требуется доблесть или милость судьбы, а удержать легко, ибо для этого не требуется ни того, ни другого. Государства эти опираются на освященные религией устои, столь мощные, что они поддерживают государей у власти, независимо от того, как те живут и поступают. там государи имеют власть, но ее не отстаивают, имеют подданных, но ими не управляют; и однако же, на власть их никто не покушается, а подданные их не тяготятся своим положением и не хотят, да и не могут от них отпасть.

12-13

Войско бывает либо собственным, либо союзническим, либо наемным, либо смешанным. Наемные и союзнические войска бесполезны и опасны (так как работают исключительно ради денег)

14

Война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.

Военные урпажнения заключаются во-первый в делах, во-вторых — в размышлениях. Что касается первого, то это охота, в процессе которой можно ознакомится с местностью.

Для умственных упражнений, государь должен читать исторические труды, при этом особо изучать действия выдающихся полководцев, разбирать, какими способами они вели войну, что определяло их победы и что — поражения, с тем чтобы одерживать первые и избегать последних. Самое же главное — уподобившись многим великим людям прошлого, принять за образец кого-либо из прославленных и чтимых людей древности и постоянно держать в памяти его подвиги и деяния.

15

Государь должен обладать многими качествами – не быть скупым, жадным, быть бережливым. Никто не идеален. Иногда, то, что выглядит добродетелью, может оказаться пороком, и наоборот.

16

Щедрость – на пути к правлению необходимо быть щедрым. Будучи правителем, не стоит делать видимость, что щедр, если реально таковым не являешься. Скупость – один из пороков, которые позволяют править.

17

Государь может быть либо милостлив, либо жесток. Однозначно сказать что лучше – сложно. Отличаясь излишней добротой, в государстве будут иметь место внутренние беспорядки, вредя всему народу. Жестокость государя будет направлена лишь на ограниченное число людей. При этом важно, чтобы государь был сдержан, осмотрителен и милостив, так чтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняя недоверчивость не озлобила подданных. Нельзя посягаться на имущество и честь народа.

Любят государей по собственному усмотрению, а боятся — по усмотрению государей

18

Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо.

С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму

Государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков

19

Государь должен следить за тем, чтобы не совершилось ничего, что могло бы вызвать ненависть или презрение подданных

Ненависть государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных

Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью

Государю надлежит выказывать почтение к знати, но не вызывать ненависти в народе.

Так же государь должен действовать в угоду своему войску, иначе войско обернется против  него.

20

Вооружая подданных, обретаешь собственное войско, завоевываешь преданность одних, укрепляешь преданность в других и таким образом обращаешь подданных в своих приверженцев

Если государь присоединяет новое владение к старому государству, то новых подданных следует разоружить

Тем государям, которые больше боятся народа, нежели внешних врагов, крепости полезны; а тем из них, кто больше боится внешних врагов, чем народа, крепости не нужны.

21

Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки.

Государя уважают также, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний выступает за одного против другого — это всегда лучше, чем стоять в стороне.

Государь должен также выказывать себя покровителем дарований, привечать одаренных людей, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве.

22

Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный.

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *